…Её называли хозяйкой и даже матерью ахалтекинцев. Но не только лошади, но и все люди, кто соприкасался с ней, чувствовал себя рядом с ней, как с самым родным и близким человеком. Старики — туркмены в отдаленных селениях знали её в лицо и называли Маней, как называют добрых девочек в русских сказках. Ученики называли её Бабулей, как внуки обращаются к своей любимой бабушке .
Если воспользоваться индийским термином, Мария Даниловна была для всех нас настоящим Гуру, в самом высшем понимании этого слова. Её никогда не интересовала материальная сторона дела, она совсем не любила говорить о цене для ахалтекинцев. Она была так поглощена мыслями о них, что никогда не вникала в какие-то бытовые мелочи. Трудно представить, чтобы она когда-нибудь вообще заходила в магазин за покупками, или думала об обедах. Всем этим занималась её сестра Маргарита, которую все звали тетей Гулей. Марию Даниловну устраивало всё, что было на столе. Существовал как будто негласный договор между всеми, кто её окружал, никто и никогда её не загружал делами из материальной сферы. Будто Мария Даниловна была создана только для того, чтобы заниматься ахалтекинской породой, переживать, болеть, отдавать всю свою душу лошадям и всем своим единомышленникам . Она была — как дух, как совесть, как выразитель всех чаяний, мыслей лошадей, которым природа не дала язык .
Мария Даниловна родилась в 1918 году в г.Верном (ныне г.Алматы) . Её отец работал в то время на конюшне и брал с собой дочку. Ей было 4 года, когда отец впервые посадил её на коня.
В 1921 году родилась её сестра Маргарита.
В 1924 году вся семья переехала в Ашхабад, где уже располагалась се мья отца. Это была большая дружная семья. Еще в 1881 г. их дедушка Баба Сергеевич Черкезов покинул свою родину — Нагорный Карабах и прибыл в Туркмению . В то время она называлась Закаспийской областью Российской империи.
Отец сестер Черкезовых был зоотехник, его знали и уважали во всем Туркменистане. Он занимался не только конями, но в основном, работал с крупным рогатым скотом.
Мать — Ольга Матвеевна Вахрушева преподавала французский язык в ашхабадском лицее. До замужества она успела побывать во Франции и по стажироваться в Швейцарии . Она умерла молодой, в 1935 году. Отец женился на другой женщине, у которой был свой ребенок . Но вторая жена и её дочка погибли во время ашхабадского землетрясения в 1948 г.
Когда Мария подросла, она начала ходить в клуб конного спорта и до билась больших результатов в соревнованиях по конкуру и прыжкам с препятствиями. Она без особых размышлений выбрала себе профессию, сразу после школы поступила в Туркменский сельскохозяйственный институт на факультет коневодства . Кстати, отец Марии учился в то же время в том же институте, только старше на один год.
Своими лучшими учителями Мария Даниловна считала преподавателя института Ольгу Николаевну Карауш и профессора Михаила Ивановича Белоногова . Благодаря им она многому научилась, многое поняла и пронес ла через всю жизнь их страсть к ахалтекинской породе.
Сразу после института Мария отправилась в самое отдаленное село на севере Туркменистана в Ташаузской области, где работала с йомудской по родой. Но очень быстро перешла к работе с ахалтекинцами. Она работа ла на различных постах в областных управлениях сельского хозяйства по коневодству, но никогда не была кабинетным работником. Она постоянно объезжала все племенные хозяйства. Сразу же в первые годы своей работы в сельской местности, Мария заговорила по-туркменски.
Всю свою жизнь Мария Даниловна работала зоотехником, селекционером, тренером и судьёй. Она работала в самых разных уголках Туркменистана. Так Мария Даниловна постепенно вникала в дело, разговаривала со знатоками традиций ахалтекинского разведения.
— Когда я работала, я часто разговаривала со стариками, которые знали генеалогию своих коней., -вспоминала Черкезова, — Они рассказывали мне жизнь своих коней с такой точностью, что порой я сомневалась в достоверности их рассказов. Но когда я сверяла с документами, я диву давалась …
Из книги Огулбиби Аманниязовой «Ближе брата…»