Академик Галина Пугаченкова: муза Михаила Массона

Роман Тепляков

Михаил Евгеньевич Массон – одна из самых ярких личностей в научной жизни Средней Азии на протяжении почти всего XX века.

Академик Академии наук Туркменской ССР с 1951 года, один из немногих в Советском Союзе удостоенный редкой ученой степени доктора археологии, доктор исторических наук, профессор, первый заведующий кафедрой археологии исторического факультета Среднеазиатского государственного университета, основатель и начальник Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ), действительный и почетный член многих научных обществ, создатель первой научной школы среднеазиатской археологии, пионер многих новых научных направлений.

Он был необычайно разносторонним ученым: археология, история, нумизматика, этнография, география, геология, зоология и палеонтология — вот далеко не полный перечень его интересов. И всем огромным багажом собственных знаний Массон более 27 лет, начиная с 1940 года, охотно делился со своими студентами.

Большинство учеников Михаила Евгеньевича считали, что ему очень повезло в жизни, ведь его второй супругой стала не менее талантливая личность, чем он сам. Галина Анатольевна Пугаченкова была выдающимся ученым, ярким педагогом и просто незаурядной женщиной.

Вся её жизнь была отдана служению науке. Она является автором более 750 научных трудов, многие из которых переведены на разные языки мира. Ею подготовлено около 20 докторов и кандидатов наук.

Студенты выделяли блестящие лекции Галины Анатольевны по истории искусств Востока и истории архитектуры Средней Азии. У нее можно было научиться широкому и глубокому пониманию историко-культурных проблем, а на раскопках под ее началом стажеры-археологи поражались ее поразительной работоспособности.

Галина Анатольевна была самой известной советской женщиной-археологом и историком культуры античности. Вот что писал о ней один из коллег: «Специальное образование, общая эрудиция и редкая проницательность позволяли ей на основании даже мелких деталей создавать достаточно целостные картины прошлого. Вот почему даже спустя полвека мы продолжаем обращаться к ее материалам по истории искусства Средней Азии».

Страстью к приключениям «заразил» восьмилетнюю девочку Том Сойер, герой книг Марка Твена. Галина принялась подобно Тому искать клады и однажды вместе с двумя мальчишками нашла в голубятне старой школы мешочек с драгоценностями, которые утаил от новой власти один из купцов. Всё, что обнаружили дети, было передано в милицию, а Галя твердо решила посвятить свою жизнь поиску сокровищ.

Незадолго до кончины отца Пугаченкова побывала в Самарканде, где обратила внимание на книгу о памятниках древнего города. Автором книги был Михаил Массон. Девушка запомнила необычную фамилию, решив, что предок автора, подобно Пьеру Безухову из «Войны и мира», тоже был масоном. Вернувшись домой, она назвала папе интересную фамилию, и тот предложил ей брошюру, на которой значилось: М. Массон, «Соборная мечеть Тимура, известная под именем мечети Биби-Ханым». Галина тут же принялась за чтение и восхитилась эпиграфом: «Ее купол был бы единственным, если бы небо не было его повторением; единственной была бы арка, когда бы Млечный Путь не оказался ей парой…».

Прочтя работу, она узнала, что архитектор, возводивший «самую большую мечеть в мире», влюбился в прекрасную Биби-Ханым, жену Тамерлана, попросил за работу ее поцелуй, получил его и улетел из Самарканда на сооруженных им крыльях, опасаясь гнева ее мужа. Так впервые пересеклись пути Галины и Михаила. Могла ли она тогда подумать, что автор брошюры станет ее судьбой.

В конце 1930-х годов девушка оказалась перед выбором: или стать архитектором-практиком, или историком архитектуры, ведь в 1937 году она с отличием окончила архитектурное отделение Среднеазиатского индустриального института. Реальная архитектура предлагала лишь стандарты. Доверившись своей интуиции, которая не подвела будущего ученого, Галина отдала предпочтение «бумажной» архитектуре — реконструкции исчезнувших или полуразрушенных памятников прошлого.

Пугаченкова, решив сделать что-то полезное для Узбекистанского комитета по делам музеев и охране памятников искусства и старины, обратилась к руководителю архитектурной секции комитета Борису Николаевичу Засыпкину с предложением о помощи. Борис Николаевич посоветовал ей поработать с археологами Воронцом и Массоном над серией графических работ.

На следующий день в кабинете Засыпкина и состоялась первая встреча людей, впоследствии соединивших свои судьбы почти на четыре десятилетия. Галине поручили изготовить чертежи архитектурных деталей, найденных археологической экспедицией в Термезе. Вскоре последовало приглашение принять участие в работе непосредственно на раскопках. Всегда любившая приключения и поиски сокровищ, Пугаченкова дала согласие и стала участником организованной Массоном комплексной экспедиции.

Михаил Евгеньевич пользовался во время раскопок передовыми методиками и огромной массой исторических источников. В результате решения, принятого в феврале 1945 года на Первом Всесоюзном археологическом совещании в Москве, ему поручили возглавить ЮТАКЭ М.Е. Массон считал необходимым изучить далекое прошлое на территории от Каспийского моря до Средней Амударьи начиная с древнейших времен.

Поскольку к моменту назначения руководителем новой экспедиции он уже семь лет возглавлял университетскую кафедру археологии, ему разрешили привлекать своих студентов к полевым работам на территории Туркменистана.

Основной задачей экспедиции на первом этапе Михаил Евгеньевич считал изучение истории и культуры Парфии. В 1946 году на городище Старая Ниса начались раскопки, которыми сначала руководил археолог-краевед из Ашхабада Сергей Андрианович Ершов, затем там работали I отряд под руководством Елены Абрамовны Давидович и VII отряд под руководством Галины Анатольевны.

И во время этих раскопок на Старой Нисе в 1948 году были найдены уникальные ритоны. Находка была сделана не Галиной Анатольевной и не Михаилом Евгеньевичем. Целый сервиз ритуальной посуды для вина был найден аспиранткой кафедры Еленой Давидович, которой помогали студенты Александр Ганялин и Вадим Массон. Находка была сделана 25 сентября. Однако даже поверхностная очистка с помощью ланцета и кисточки могла привести к тому, что фрагменты превратились бы в пыль. Поэтому в Ташкент был направлен срочный запрос на получение закрепителя костного материала. Массон и Пугаченкова мгновенно поняли, какого уровня эта находка. Из Эрмитажа были приглашены к месту раскопок реставраторы, а в ожидании их приезда археологи начали самостоятельное закрепление уже отрытых предметов с помощью смолы, растворенной в спирте, и целлулоида на ацетоне.

В результате страшного землетрясения, произошедшего 6 октября 1948 года, никто из археологов не погиб, но ритоны могли быть утеряны безвозвратно. Вадим Массон и археолог Михаил Мерщиев добровольно остались охранять раскоп. Чуть позже к ним присоединились археологи Хасан Алпысбаев и Борис Литвинский. Они провели колоссальную работу по спасению ритонов путем их заливки и упаковки в блоки, используя парафин и желатин, предоставленные археологам по личному указанию председателя Президиума Туркменского филиала Академии наук СССР Дмитрия Васильевича Наливкина.

Извлеченные ритоны были доставлены самолетом в Ташкент, где подверглись тщательной реставрации. Всего было спасено около 50 изделий, некоторые из которых были по возвращении коллекции в Ашхабад переданы в дар Эрмитажу и Государственному музею Востока в Москве. А Галина Анатольевна в соавторстве с Михаилом Евгеньевичем опубликовала монографию с подробным описанием всех найденных ритонов. Этот двухтомный труд был вскоре опубликован в Ашхабаде, а в 1982 году переиздан на английском языке в Италии.

По результатам полевых историко-архитектурных исследований по линии ЮТАКЭ (с 1946 по 1958 гг.) Пугаченкова подготовила докторскую диссертацию «Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма», защищенную в 1959 году в Москве по монографии, изданной в качестве шестого тома Трудов ЮТАКЭ. Но и после этого она «ввела» в научный оборот еще целый ряд памятников, которые не вошли в указанную монографию, но опубликованы в серии её статей 1958-1963гг.

За 12 лет активной работы в Туркменистане ей удалось не просто собрать богатейший материал историко-архитектурного и искусствоведческого порядка, но и выстроить строгую научную концепцию об эволюционном развитии архитектуры Южного Туркменистана с античного периода и до развитого средневековья включительно.

Именно Г.А.Пугаченкова впервые научно обосновала теорию существования среднеазиатского античного искусства, четко обозначив его локальные особенности.

Её заслугой является также то, что, несмотря на бытовавшее в научной среде западных стран мнение об эклектизме парфянской архитектуры и искусства и примитивном подражании его греко-римскому искусству, она на основе материалов, которые были выявлены археологическими раскопками в Нисе и Маргиане, смогла аргументировано «освятить проблему парфянской архитектуры с иных позиций – в аспекте ее самостоятельной творческой основы и высоких художественных достижений».

По мнению ученого, архитектурная школа Парфии «являет собой результат творчества дахов, парнов-парфян, маргианян, которые составляли коренное население этих территорий и которые вошли каким-то своим элементом в этногенез туркменского народа, законного наследника этого богатого античного наследия».

В 1966 году Михаил Евгеньевич вышел на пенсию, а раскопки в Туркменистане продолжил его сын Вадим, также ставший крупным ученым, доктором исторических наук и директором Института истории материальной культуры Российской академии наук.

С 1959 по 1984 годы Галина Анатольевна являлась начальником и научным руководителем Узбекистанской искусствоведческой экспедиции. Она получила звание профессора Ташкентского университета, была избрана действительным членом Академии наук Узбекистана, во Франции удостоена знака офицера ордена Академических пальм, присуждаемого за особые заслуги в области гуманитарных наук, стала почетным профессором Страсбургского университета, избрана членом-корреспондентом Германского археологического института, Итальянского института Среднего и Дальнего Востока, Международной академии архитектуры стран Востока в Баку. При этом связи с туркменскими коллегами не прерывала никогда, оказывая им консультативную помощь, выступая с докладами на конференциях в Ашхабаде.

Умерла Пугаченкова 18 февраля 2007 года в Ташкенте. Она похоронена рядом со своим мужем, которого пережила на двадцать один год. Михаил Евгеньевич говорил, что Галина Анатольевна стала для него «радугой», которая раскрасила его жизнь.

Материал сайта ТУРКМЕНИСТАН ЗОЛОТОЙ ВЕК

Академик Галина Пугаченкова: муза Михаила Массона (turkmenistan.gov.tm)

Вам может также понравиться...

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x