Репортаж из Санкт-Петербурга
Людмила Глазовская
Не знаю, можно ли назвать случайным тот факт, что, прожив жизнь в Ашхабаде и переехав на ее закате в Санкт-Петербург, в один прекрасный летний день идя по Моховой, что рядом с Литейным, где посчастливилось обитать, неожиданно лицезреть афишу, анонсирующую выставку петербургского художника Атаджана РЕДЖЕПОВА… Можно ли назвать случайным и тот факт, что привела нас к этой афише, сама того не ведая, наша московская гостья Гульнабат Текаева. Она захватила нас с собой в Санкт-Петербургский Дом национальностей на той самой Моховой, где, верная своей неутомимой и творческой натуре, надеялась навести справки о возможностях взаимодействия возглавляемого ею Московского общества туркменской культуры с городом на Неве… У афиши выставки замираем. Организовало ее Санкт-Петербургское общество туркменской культуры «Мекан». Удивленно и радостно переглядываемся…
На следующий день, торжественные и нарядные, отправляемся на Моховую. После восьми месяцев беспробудного ненастья в Питер пришло лето — знойное, безветренное, почти нещадное. «Ну надо же, как в Ашхабаде!», — смеется Гуля, радуясь и удивляясь очередному совпадению.
И вот мы на выставке. Привычная в наши дни процедура при входе – термометр к руке, маска… Взволнованные, входим в зал, где уже началась презентация. Зал небольшой, уютный, народу прилично, на лицах благоговейное, почтительное признание таланта мастера. Мы тоже превращаемся в слух, ибо послушать есть что.
Забегая вперед, скажу, пообещаю, что о жизни и творческой судьбе Атаджана Реджепова расскажу отдельно, когда схлынет жара и можно будет договориться о встрече. Ибо есть что рассказать, поведать неравнодушному читателю о человеке и художнике, чья судьба вместила огромную, жизнеутверждающую любовь к родной туркменской земле и городу жизни Ленинграду-Петербургу, где он, заслуженный учитель России, живет с 1967 года после окончания ашхабадского художественного училища. Здесь он совершенствовал свое мастерство у больших художников.
Одно за другим звучат приветствия в адрес юбиляра по случаю его 75-летия. Выступающие говорят об удивительном художественном даре уроженца туркменской земли, позволившем ему с одинаковой лирической пронзительностью запечатлеть на своих полотнах и ее самобытную красоту, и таинственность, необычность Северной Пальмиры. Певец туркменской природы, туркменской души, член союза художников России, всей своей жизнью и творчеством он служит благородной цели сближения культур, укреплению вековых связей российского и туркменского народов. Коллеги-педагоги подчеркивают его преданность преподавательскому поприщу, громадный вклад в воспитание целой плеяды молодых художников, в формирование чувства прекрасного у подрастающего поколения. Друзья, и среди них заслуженный артист Туркменистана, легендарный солист бывшего Кировского, ныне педагог-репетитор Мариинского театра Реджеп Абдыев желают юбиляру главного в наши дни – здоровья, рассказав о нем как о человеке высочайшей внутренней культуры и благородства.
А вот и сам юбиляр, поднявшийся со своего места в первом ряду, чтобы поблагодарить всех собравшихся. Это скромный, слегка смущенный человек, весь облик которого свидетельствуют об истинности данных ему характеристик. Что уж говорить о самой выставке, где кистью мастера сошлись две стихии- солнечной южной земли и величественного северного града…
Мы возвращаемся с выставки, всколыхнувшей неизбывное чувство любви к исконной родине. Минуем Моховую, Фонтанку, спускаемся к причалу, где нас поджидает небольшой юркий катер. Омываемые свежим бризом, отправляемся в путешествие по рекам и каналам давно знакомого Петербурга, и он встает перед нами, заново увиденный пронзительным и ласковым взглядом большого художника…
Дворцовая площадь. 1999