Ушел из жизни Евгений Иванович Михельсон. Ушел большой художник, режиссер, заслуженный деятель искусств Туркменистана, член Союза художников Туркменистана, член союза кинематографистов России, член международной ассоциации мультипликаторов (АСИФА).
О творческом мире художника- статья Мамеда Гусейнова посвященная 80-летию мэтра туркменской мультипликации
Евгению Ивановичу Михельсону – 80 лет. Дата солидная. Но, на мой взгляд, к характеру художника-режиссёра Евгения Михельсона, создавшего более тридцати мультипликационных фильмов, адресованных детям, она прямого отношения не имеет. Евгений Иванович, находясь в мире сказок большую часть своей творческой жизни, до сих пор пронизан их сутью, где наряду с народной мудростью живёт детская непосредственность в восприятии мира.
«Каждый ребёнок – личность с первозданной чистотой, – утверждает Евгений Михельсон. — У детей своё образное мышление, где всё одушевлено, у них свой знаковый язык. Нам надо стремиться говорить с детьми на их языке».
Я вырос на мультфильмах Михельсона, который в период моего детства уже вошёл в историю анимационного кино как «отец туркменской мультипликации». Мои любимые герои – бездомный щенок Конгурджа, ищущий себе друга, жеребёнок Огник, делающий первые шаги в жизни, бесстрашный Яртыгулак – мальчик величиной в половину верблюжьего уха, невозмутимый Худайберды, находящий выход из любой сложной ситуации, крылатый Ослик, готовый лететь к любому, нуждающемуся в поддержке, — родной солнечный мир дружбы, трудолюбия, гостеприимства, справедливости и обязательной победы добра над злом…
Моя мама хорошо помнит, когда в Туркменистане увидели первый мультипликационный фильм на национальном материале. Он назывался «Гость – превыше отца» и это был 1970 год, ровно полвека назад.
Не так давно я уже от самих авторов узнал предысторию появления этого коротенького, восьмиминутного мультфильма, снятого на чёрно-белой плёнке.
Евгений Михельсон начал работать на ашхабадской телестудии маляром-декоратором, но очень быстро стал художником-декоратором в постановочных телепередачах, а потом ему стали доверять съёмки фильмов-концертов и как художнику, и как режиссёру.
В ту пору на республиканском телевидении сформировали объединение «Телефильм», шли поиски своей специфики кинотдела с учётом законов малого экрана.
Михельсон был полон идей и творческих планов. Он давно обратил внимание на туркменские деревянные сувениры, производимые в цехах художественного фонда. Они были умело выточены на токарном станке, тонко разрисованы мастерами-художниками и охотно приобретались на память о Туркменистане. А что, если пополнить состав сувениров новыми персонажами и разыграть в технике мультипликации камерную историю со всеми эффектами движения, звука, монтажа и доброго юмора?
Идея отчаянного энтузиаста жанра мультипликации, не имеющего ни собственного профессионального опыта, ни аналогов подобной работы перед глазами, оказалась заразительной. Михельсон выложил на стол худсовета листы с рисунками каждого кадра фильма от начала до конца и победил. Идею одобрили. Автором экспериментального фильма стала сценарист Лора Степанская – жена новоявленного мультипликатора. В сюжетную основу она заложила праздничное событие из жизни аула – приезд знаменитого бахши. Текст мультфильму был заведомо не нужен. Нужны были звуки дутара, эмоционально способные оживить деревянные персонажи мультфильма, повести изображение за собой. Нужна была «непридуманная», «народная» музыка Нуры Халмамедова из фильма «Шукур-бахши».
Результат превзошел ожидания. Мультфильм «Гость – превыше отца», созданный на туркменском телевидении вне плана, был принят Центральным телевидением, его включили в программу Интервидения, демонстрировали в стране, в Чехословакии, в Болгарии, правда, затем след единственной копии затерялся. Но первый шаг в туркменском мультипликационном кино был сделан, творческое содружество Михельсона и Халмамедова состоялось.
До последних дней своей земной жизни Нуры будет писать музыку для мультфильмов. У Михельсона и Халмамедова восемь общих работ, режиссёр говорит, что хранит в памяти каждую запись Нуры с оркестром, что это всегда были миги счастья.
Халмамедова и Михельсона крепко объединяла душевная необходимость лучшее, что у них есть внутри, отдавать детям. Они из поколения голодных, обездоленных детей войны, осиротевших по разным историческим причинам того времени, но одинаково лишённых родительской любви и заботы с самых ранних лет.
…Евгений Михельсон родился 31 мая 1940 года в Северном Казахстане, в Петропавловске, где находился в ссылке его отец. Сейчас в городе возведена стела с именами жертв сталинских репрессий. Я видел фотографию стелы в семейном архиве Михельсонов. Там выбита фамилия и его отца, но где могила не знает никто. Мама ушла вслед, совсем молодой, сердце не выдержало…
Как же по-человечески дорого, что при всём драматизме судьбы Евгения Михельсона, страшный груз несправедливости и потерь не озлобили его душу.
Насыщенные творческими открытиями годы, проведённые в Питере, в Средней Художественной Школе при институте им. И.Репина, и в Ашхабаде, давшему ему близких друзей, любимую профессию и творческую энергию жизни, навсегда определили светлые мотивы в творчестве Евгения Михельсона, подлинную доброту его натуры…
Я многое узнал о Михельсонах, общаясь с Гульсолтан Клычевной Халмамедовой, вдовой великого композитора, к большой печали она ушла от нас в прошлом году… Когда же я стал работать над проектом проведения Московского Международного фестиваля имени Нуры Халмамедова, я был искренне рад предложению Гульсолтан Клычевны познакомить меня с Лорой Григорьевной и Евгением Ивановичем. Как же было приятно, что они не просто одобрили идею, они творчески активно поддержали её.
Это рисунок Михельсона «Дутар-Скрипичный ключ» стал эмблемой фестиваля. Это Лора Григорьевна предложила название знаковой фортепианной пьесы Нуры Халмамедова «Звуки дутара» вынести в название фестиваля. Они вошли в наш Оргкомитет и продолжают содействовать дальнейшему развитию научно-художественных программ международного форума.
Рад отметить, что в рамках IV Московского Международного фестиваля искусств «Звуки дутара» успешно прошла выставка акварелей Евгения Михельсона «Цветная жизнь».
Основными площадками фестиваля традиционно являются залы Музейно-выставочного комплекса Российской Академии Художеств. Зураб Церетели – Президент РАХ, Посол доброй воли ЮНЕСКО – обращаясь к участникам и гостям IV Международного фестиваля «Звуки дутара» отметил: «Искренне разделяю Вашу радость по случаю открытия выставки акварелей художника, режиссёра, заслуженного деятеля искусств Туркменистана, члена Союза художников Туркменистана, члена Союза кинематографистов России, члена Международной ассоциации мультипликаторов (АСИФА) Евгения Ивановича Михельсона!
Советская мультипликация вошла в историю шедеврами отечественных режиссёров и художников. Она до сих пор восхищает весь мир, её ставят в пример молодым дарованиям и показывают подрастающему поколению. Это и неудивительно, т.к. эту мультипликацию создавали профессиональные художники, приемники и продолжатели лучших традиций Русской школы живописи. В чём мы и убеждаемся, находясь на данной выставке». Это прекрасный стимул для нас продолжать работать с полной отдачей творческих и душевных сил.
Евгений Иванович удивительно плодотворен. Он утверждает, что живёт, потому что работает. Выставки его новых пейзажей, натюрмортов в музеях Подмосковья, в Московском Доме национальностей неизменно получают благодарственные отзывы посетителей, их радует атмосфера солнечного света, тихая естественная красота осенней природы, яркие сочные россыпи фруктов, заросли маков, группы белоствольных берёз, устремлённых в небо, сочные ломтики туркменских дынь, одинокий ствол саксаула, пробившийся сквозь толщи песка, блеск гранатовых зерён, прозрачность винограда – великая щедрость жизни вокруг нас…
Россия и Туркменистан, Туркменистан и Россия живут в его сердце с неизменной любовью… Я знаю, что продолжается многолетняя работа над галереей портретов мастеров туркменского кино. Это друзья – живущие и ушедшие. Лора Григорьевна для себя определила суть работы строчкой из Махтумкули: «Какие судьбы смотрят в наши лица»… Баба Аннанов, Артык Джаллыев, Нуры Халмамедов, Ата Довлетов, Ходжом Овезгеленов, Сары Каррыев, Александр Чернов, Якуб Муратназаров… Они смотрят на нас. Вечные. И очень хочется, чтоб появлялись новые и новые портреты…
Дом Михельсонов открыт. Как уверяют их ровесники, он был открыт всегда по закону: гость – превыше отца. Там без лишних вопросов накормят, выслушают, помогут, успокоят, как у нас и положено. Михельсон не может отказать друзьям, — он дарит свои работы. Сейчас они находятся в частных коллекциях не только в Туркменистане и в России, но и в США, Канаде, Израиле, Казахстане, Украине, Германии…
Уникальному союзу двух Заслуженных деятелей искусств Туркменистана в следующем году 60 лет. Сотни общих и не общих творческих работ на туркменском телевидении, киностудии «Туркменфильм», Ашхабадском Пушкинском театре… Почётные грамоты, медали, дипломы, призы…
Главное детище – единственный сын Антон и многочисленные внуки-правнуки. Одарённые, красивые люди.
Евгений Иванович, Лора Григорьевна!
Живите, пожалуйста. Мы благодарны вам. Вы нужны.