Нелли Базарова
Памяти Ашхабадского землетрясения 1948 года …
75 лет прошло
Мы помним , скорбим …
6 октября 1948 года.
Ашхабад.
Большой двор. В центре двора водопроводный кран. Стою на кровати, держусь за спинку. Темно, свет от керосиновой лампы, прикрученной кем-то к фонарному столбу, тускло освещает кран. Мужчина моет лицо девочки от песка, толстая коса медленно сползает с её груди и падает в воду под краном. Рядом со мной мама в ночной рубашке, кругом люди, монотонный гул, плач, стоны. Людей, почему-то закопали в землю, а теперь слушают, если закричат, значит, живые, их вытаскивают… Мне 3 года.
Эта картинка сохранилась у меня в памяти, чем удивляла маму.
В ту ночь, с 5 на 6 октября 1948 года, отец ушёл на дежурство. Мама легла спать поздно, кроме меня была ещё восьмимесячная сестрёнка. Постелила на полу в прихожей, которая служила ещё и кухней, и столовой. Почему? Ведь мы всегда спали в большой комнате на кровати, где стояла и моя детская кроватка.
Легла с Гульсарой, потом вдруг решила забрать меня, мол, что же ты будешь там спать одна, в той комнате, положила рядом с собой.
Крепко заснула ровно за час до первого толчка. Маму завалило до плеч. Подумала, что опять началась война.
Освободив руки, откопала нас. В единственный образовавшийся проём бывшей двери, прижимая обеих к груди, выползла на поверхность.
Это был наш второй день рождения, большая комната была полностью погребена.
Ашхабадское землетрясение 48 года, в эпицентре 10 баллов, ровно под городом, считается одним из самых разрушительных землетрясений в истории человечества.
Сталин отказался от международной помощи Красного Креста и Красного полумесяца, позаботившись, чтобы ни один иностранец не проник к нам в страну, и число жертв было скрыто.
Отец, по роду службы, был в первых рядах спасения и оказания помощи по эвакуации людей из Ашхабада. Кроме того, он сопровождал Романа Кармена — фронтового кинооператора Великой Отечественной войны, прилетевшего из Москвы, для съемок последствий землетрясения. Безусловно отец знал все, но никогда, ни словом не обмолвился нам о тех днях, даже в прошествии многих лет. Не знаю, сохранился ли отснятый материал, или был также засекречен, а может просто уничтожен, потому что число погибших, так и осталось неизвестным.
Несмотря на послевоенную разруху, Россия и другие республики оказывали посильную помощь по восстановлению города и его окрестностей. В центре города сохранили часть развалин, как памятник минувшей трагедии. С приходом независимости, новое правительство, как бы желая забыть напрочь советское прошлое, снесли самое ценное — Русский драматический театр имени А. С Пушкина, с акустикой сравнимой с акустикой Ла Скала, театр Оперы и балета, выстоявшие в землетрясение, потихоньку убрали и эти развалины. Но сохранили кладбище, на котором лежат погибшие ашхабадцы всех конфессий и провозгласили день 6 октября — Днем памяти , государственным нерабочим днем.
Наша семья, одна из немногих, выжила без потерь.