Он открыл миру родной Туркменистан…

10 октября 2023 года – 100 лет со дня рождения великого туркменского художника Иззата Клычева.

Личность Иззата Назаровича Клычева (1923–2006), прошедшего нелёгкий, многотрудный путь воина, живописца, гражданина, уникальна, сложна, разнопланова. 
Такие звезды, как Клычев, рождаются раз в столетие. И этим столетием был ХХ век.

766155 01.01.1971 Народный художник Туркменской ССР Иззат Клычев. Михаил Кулешов / РИА Новости

Мне довелось знать Иззата Назаровича с детства. Два или три лета подряд, когда я ещё не учился в школе, наши семьи отдыхали вместе на правительственной даче в курортном посёлке Фирюза в горах Копет-Дага близ Ашхабада в скромном домике на берегу своенравной, быстрой Фирюзинки, берущей своё начало в Иране. 
А потом довелось встречаться с Иззатом Назаровичем многие годы и в Ашхабаде, и в Москве, бывать на его выставках, в мастерской, беседовать, брать интервью. 
Сама обстановка небольшой уютной мастерской Клычева в здании Художественного фонда Туркменской ССР на улице Первомайской, где собиралась столичная интеллигенция – художники, артисты, певцы, поэты, – приковывала внимание с первых минут. 

Иззат Клычев. «Радость». Центральная часть триптиха «День радости», 1967

Здесь можно было увидеть и его картины, и сувениры, привезённые из разных стран мира, и ружьё, которое он использовал в качестве натуры для работ, посвящённых Великой Отечественной войне, и дутары, и пианино, и книги по истории искусства.
«Я являюсь воспитанником русской культуры, получал там образование и в зрелые годы дышал духовной атмосферой России, – всегда подчеркивал в беседах со мной Иззат Назарович. – Но люблю мою Туркмению, люблю мои Каракумы. То и другое для меня неразрывно».

***

Одарив художника грандиозным талантом и уникальным внутренним зрением, судьба Иззата Клычева оказалась столь же щедра на трудности и лишения… 

…Иззат Назарович Клычев родился 10 октября 1923 года в ауле Ялкым (ныне – Байрамалийский этрап Марыйского велаята Туркменстана – НГ) недалеко от Мары. 
Его отец Аннаклыч Сувханназар окончил Бухарское медресе. Он был ахундом и просветителем, составил азбуку туркменского языка на латинице. 
В 1933 году Аннаклыч Сувханназар, образованный и уважаемый в ауле человек, ещё до революции показывавший детям действующую модель Солнечной системы с вращением вокруг светила Земли и Луны, был репрессирован. 
Его вместе с женой и маленькими детьми выслали в пронизанный ледяными ветрами Северный Казахстан. Вскоре родители Иззата умерли.

***

Именно таким просветителем Аннаклыч Сувханназар предстанет спустя годы на портрете одного из учеников Клычева – народного художника Туркменистана Дурды Байрамова («Портрет Иззата Клычева», 1997, холст, масло, 76.8 х 94.4 см, частное собрание). 
За спиной сына-фронтовика на портрете со свечей в руках отец, на переднем плане Иззат Клычев с орденами и медалями на груди. 
Вот она связь и преемственность поколений. Сын, защитивший Родину в годы Великой Отечественной, сеял потом многие годы, как и его отец, разумное, доброе, вечное.

Уже в десять лет будущий великий живописец остался круглым сиротой. Заботу о трёх братьях взял на себя старший брат Решид.
Иззат с детства увлекался рисованием. В 1938 году он становится воспитанником школы-интерната при Ашхабадском художественном училище, где учились самые одарённые дети своего времени. 
Из этого интерната выйдут видные деятели туркменского искусства и культуры, которые знали друг друга с малых лет.
В 1940 году после обучения в интернате Иззат Клычев становится студентом Ашхабадского художественного училища.

***

В 17-летнем студенте сразу увидела огромный потенциал его первая преподавательница живописи и рисунка Юлия Прокофьевна Данешвар. 
Она приехала в Туркмению из Москвы со своим молодым мужем, азербайджанским графиком Музафаром Данешваром.
Тепло, взволнованно вспоминает о своём первом педагоге Иззат. 
«Внимательная, деликатная, обаятельная» – так характеризует её Клычев. 
Но главное свойство было то, что она сама была талантливым мастером. 
Ученица Сергея Герасимова и Александра Дейнеки, она получила настоящую школу.
…По вечерам, после занятий, Юлия Данешвар собирала своих воспитанников. Рассказывала им о Москве, Третьяковской галерее, Большом театре, любимых художниках, показывала монографии с цветными репродукциями.
«И тут судьба подарила мне дружбу с нашим преподавателем живописи Юлией Прокофьевной Данешвар, – вспоминал Иззат Назарович. – Точнее говоря, вначале это было наставничество, материнская забота, и лишь позже, когда я повзрослел, Юлия Прокофьевна стала моим старшим другом».
Именно эта художница и педагог помогла раскрытию способностей Иззата, уча, воспитывая и поддерживая его в работе над первыми холстами. 

***

В 1942 году Иззат Клычев уйдёт на Великую Отечественную войну добровольцем. 
В одном из своих писем на фронт Юлия Данешвар писала Иззату:
«Ты несёшь в себе гордое чувство, которое мы называем любовью к искусству. И ничто не может его уничтожить: ни разрушения, ни зверства, ни смерть».
Иззат Клычев был на войне связистом. Ему приходилось прокладывать линии связи между штабами и воинскими частями. 
В любое время суток, часто во время боёв, не взирая на снег и слякоть, преодолевая большие расстояние по-пластунски, он налаживал связь. 
И вслед за продвижением войск к западу его догоняли весточки из Туркмении. Вместе с ними письма Юлии Прокофьевны Данешвар. Вот одно из них:
«Дорогой Иззат!
Письмо твоё, твои фотографии получила. Очень тебя благодарю. Я ношу их всегда с собою. С гордостью показываю их своим и твоим знакомым. 
Какой ты стал молодец. А пилотка к тебе идёт ничуть не меньше тюбетейки. Я очень рада, что моё письмо хоть и за полтора месяца, но всё же нашло тебя.
Вся страна с радостной тревогой следит за продвижением наших войск вперёд и вперёд. Далёкая твоя родина Туркмения гордится каждым вашим шагом. 
Мы понимаем, что нелегко выбивать фашистов из насиженных гнёзд. Но зато как приятно, как радостно сознавать, что ещё одна деревня, один город, ещё один клочок нашей советской земли отнят у врага и снова наш. 
Мы рады вам, наши дорогие воины-защитники. Ты даже не представляешь, в какой исторической битве участвуешь ты и твои друзья-однополчане. С каким нетерпением я жду твоего возвращения с полной победой… 
Тогда побеседуем, поговорим, как прежде. Я напишу твой портрет в пилотке и в военной форме. Горячо верю, что это осуществится…
Юлия Прокофьевна. 26. Х1-43года».
…В отдельной роте связи Иззат Клычев сражался под Воронежем, дважды участвовал в освобождении Харькова, форсировал вместе с однополчанами Вислу и Одер, встретил День Победы в поверженном Берлине и расписался на стенах рейхстага. 
О доблести и смелости связиста Иззата Клычева красноречиво говорят его награды – орден Красной звезды, орден Отечественной войны II степени и медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

***

После Великой Отечественной Клычев решил учиться дальше. 
В 1947 году он как фронтовик без экзаменов поступил в Ленинградскую академию живописи имени И.Е. Репина, где была создана национальная студия для одарённой творческой молодёжи из Средней Азии. 
Думал ли Иззат, расставаясь со своим дорогим первым наставником Юлией Прокофьевной, что больше никогда её не увидит. В 1948 году страшное ашхабадское землетрясение унесёт её жизнь. 
Когда Иззат прощался с Юлией Прокофьевной, она промолвила задумчиво:
«Иззат, едешь ты в Академию. Это большое счастье. Ты его заслужил верой и правдой. Будь его достойным».

И вот Иззат в Ленинграде – городе-солдате, перенёсшем страшную блокаду. Израненные дома на Невском. Надписи на многих из них: «Осторожно, артобстрел», «Бомбоубежище». 
…В Академии Иззат учился в мастерской И.А. Серебряного, затем Б.В. Иогансона. В свободное время, зачарованный, бродил, бродил по залам Эрмитажа и Русского музея. Часами простаивал у полюбившихся ему полотен. 
… С 1949 года Иззат Клычев участник республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.

Темой его дипломной работы в Ленинградской академии живописи имени И.Е. Репина стали Каракумы. Чтобы выполнить её, Клычев пошёл простым рабочим в геодезическую экспедицию по Каракумам. 
Прокладывая всё лето на пятидесятиградусной жаре трассу будущего Большого туркменского канала, художник находил время и силы делать наброски, эскизы. 
Через год после написания дипломная картина «В пустыне Каракум» (1953) была экспонирована на Всесоюзной художественной выставке.

После окончания Репинки Клычев возвращается в родной Ашхабад, где в период 1953–1954 годов преподает в Туркменском художественном училище имени Шота Руставелли. 

***

В 1954 году Иззат Клычев отправляется в Ленинград, где поступает и на протяжении четырёх последующих лет учится в аспирантуре в творческой мастерской выдающегося советского живописца, теоретика искусства, профессора Александра Герасимова. 
Здесь он создаёт грандиозное историческое полотно о Гражданской войне «За лучшую долю (На интервентов)» – первое монументальное полотно исторического жанра в истории туркменского изобразительного искусства. 

Искусствовед Довлетмурат Дурдыев: «Образ каждого героя вычерпан автором из народа. В картине передан острый психологизм. В центре картины – образ молодого человека, который только начинает свой жизненный путь. Чувствуется неописуемое горе членов его семьи. 
…Наблюдая картину, замечаешь, нацеленность всех образов на единение во имя свободной жизни на земле. 
Иззат Клычев без слов сумел выразить духовные стремления, пробуждение колоссального патриотического чувства народа в тяжёлые времена. Он сумел придать образам истинно народные черты. Мальчик, держащий узду коня, плачь матери, предчувствующей невосполнимую потерю, девушка, растерянная неопределённостью своего будущего, мать, которая заключила в свои объятия родного сына – всё это создаёт реальный дух туркменского народа. …На заднем плане картины изображены воины, которые сливаются с пылью на фоне заходящего солнца. 
Это удачный приём, найденный автором, который направлен на активизацию миросозерцание зрителя. Пыль, поднятая в предзакатное время, вызывает у зрителя душевную тревогу, предчувствие беды. Зритель встревожен дальнейшей судьбой воинов, сливающихся с пылью.  Колоритное решение картины свидетельствует о том, что автор создал своё произведение на основе тщательного изучения реальной жизни, в результате неустанного творческого поиска, чем и было обеспечено успех и популярность картины».
…Картины Иззата Клычева «В пустыне Каракум» и «За лучшую долю», выполненные в классической манере русской реалистической школы, заслужили высокие оценки профессионалов и привлекли внимание широкой публики.

***

1960-е годы – время становления творчества Клычева. Он стал постоянным участником региональных, союзных и международных выставок, в том числе первой крупной послевоенной международной выставки в Брюсселе (1958), двух Венецианских биеннале (1964, 1972).

Иззат Клычев. «Я и моя мама», 1963

В числе наиболее известных полотен мастера: «Я и моя мама» (1963), «Стригали» (1964), «Легенда» (1964). 

Иззат Клычев.  «Стригали», 1964

***

В 1967 году Иззат Клычев создаёт триптих «День радости», первый в истории национальной живописи, ставший событием в советском искусстве. Эту работу Клычева можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. 

Иззат Клычев. «Радость». Центральная часть триптиха «День радости», 1967

Триптих, как и многие другие его произведения, отличает композиционная уравновешенность и статичность.  Экспрессию создаёт своеобразная палитра, яркие, карнавальные цвета, щедрые мазки кисти, чётко обозначающей контуры, но не оставляющей слепящих бликов и глухих теней. Необыкновенно красивые туркменки с иссиня-чёрными распахнутыми глазами смотрят с центральной части триптиха на зрителя.  Гордые, неприступные женщины со смуглой кожей, одетые в нежно-розовые и фиолетовые одежды, застыли, остановленные кистью мастера…  Как на всех картинах Клычева, главным цветом здесь становится красный, но он не только живописует ковровые узоры, национальные одежды…  Красной дымкой покрыты лица людей и даже народные музыкальные инструменты в руках музыкантов. Эта работа стала настоящим событием в советском искусстве и ярким примером настоящей национальной живописи.  …Искусствовед Ирен Кистович: «Живопись Иззата – это роман с красным цветом. Жаркий сухой климат Туркменистана создает строгие графичные контуры, наполненные насыщенным цветом, ясно отделённые друг от друга и контрастирующие с тоном пустыни.  На фоне песков Каракумов одинаково ярко виден трепещущий цветок маленького мака и красная материя платья, струящегося по телу женщины. Сердолик, вкрапленный в тяжёлое серебро старинных украшений с золочеными орнаментами – не что иное, как рассказ древних зергеров (ювелиров) об этом маке, об этой женщине.  Величественный красный туркменских ковров элегантно обрамлён черно-белой графикой орнамента. Клычевский красный – трудно объяснить что-то, не легко поддающееся описанию. Можно говорить о достоинствах пластики и колорита.  Но роман – это сумасшедшая влюблённость в предмет любви, находящая в ней всё новые и новые оттенки».

Иззат Клычев. «Портрет художника КНР Ци-Му-Дуна», 1957
***

Клычев сумел объединить традиции народного творчества с приёмами «сурового стиля», определяя этим дальнейшее развитие туркменской живописи. Все критики были единодушны в своём мнении: его искусство современно «не только потому, что он черпает материал для своей работы из окружающей его жизни, а потому, что оно насыщенно пониманием духа времени с его теснейшим переплетением национальных и интернациональных начал». Именно тогда все заговорили, что благодаря Иззату Клычеву родился художественный стиль, который отныне и навсегда в истории мирового изобразительного искусства получит статус «туркменской школы». В 1966-1967 годах серия «Моя Туркмения» экспонировалась на международной персональной передвижной выставке Иззата Клычева: Москва-Баку-Казань-ПНР-ГДР. 1967 год стал для мастера знаменательным: за серию произведений «Моя Туркмения» ему присудили Государственную премию СССР.

Иззат Клычев. Серия «Моя Туркмения» (1963–1965). Полотно из этой серии «Белуджи», 1965

***

Клычев стал лидером нового неформального искусства в Туркмении, к нему тянутся молодые художники, позднее создавшие группу «Семёрка».  Это творческое объединение туркменских художников существовало в Туркменской ССР с 1971 по 1986 год. В «Семёрку» вошли сценограф Шамухаммед (Шаджан) Акмухаммедов, художник кино Кульназар Бекмурадов, живописец Дурды Байрамов, живописец Станислав Бабиков, живописец Чары Амангельдыев, живописец Мамед Мамедов и скульптор Джума Джумадурды.

***

Особо в его творчестве стоит тема туркменской женщины – он создал галерею национальных женских типов: «Мать» (1967), «Ковровщица» (1968), «Мастерицы» (1969), «Вышивальщица» (1969), «Молодая туркменка» (1979).

Иззат Клычев. «Мать» («Радость семьи»), 1987

…Блистательны и неповторимы его образы женщин-белуджанок, ставших широко известными: «Женщина-белуджанка» (1971), «Белуджанка» (1972). …Искусствовед Маргарита Халаминская, куратор отделения Средней Азии Союза художников СССР: «Клычев любит яркие, насыщенные цвета: жёлтые, красные, синие. Они звучат в его произведениях сильно и чисто, подчиняясь одновременно колористической гармонии целого.  Присущее Клычеву стремление к декоративной выразительности цвета сочетается у него с точным следованием натуре.  …Издревле и по сей день идёт по всему миру слава о замечательных коврах, сделанных искусными руками туркменских женщин.

Материал сайта: https://webkamerton.ru/2023/10/otkryl-miru-rodnoy-turkmenistan

Вам может также понравиться...

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x