Аджап БАЙРИЕВА, этнограф, кандидат исторических наук
— Сынок, ты что ходишь таким грустным?
— Да скоро праздник — День всех влюблённых, не знаю, что подарить своей девушке. Не хочется что-то банальное.
— Расскажи, что это за день такой?
— Я сам узнал про этот модный праздник, когда учился в Европе, а теперь эта традиция отмечается 14 февраля во многих странах мира, несмотря на множество легенд в далеком прошлом. Отмечающие этот праздник, дарят любимым и дорогим людям подарки, сделанные своими руками, цветы, конфеты, игрушки, воздушные шарики. Символ праздника: особые открытки — валентинки в виде алого сердечка со стихами и пожеланиями любви, хорошо известны в качестве символического подарка в День святого Валентина.
До наших дней дошло множество традиций, которыми придерживаются влюбленные 14 февраля. В последние годы празднование дня влюбленных стало входить в моду преимущественно в среде молодёжи. Однако оно носит исключительно светский характер. В прошлом этот день был популярен среди российского дворянства. Девушки делали «валентинки» из шёлка, кружевные, пахнущие духами, с засушенными или живыми цветами, чтобы затем тайком подложить её в карман пальто избранника, передать с посыльным мальчиком или вручить лично. Так же в этот день было принято устраивать балы, особенно если в доме были девушки на выданье. Тогда ещё приглашали и потенциальных женихов.
В других странах, как в Канаде и Дании принято дарить любимым засушенные белые цветы, а в Германии, в Австрии и в Испании– любимые, свежие красные цветы, во Франции – драгоценности, в Японии — шоколадные фигурки. В Италии 14 февраля считается сладким днем. В этот день здесь принято дарить конфеты и другие сладости, а любовные записки посылаются без обратного адреса. В Австралии проводится множество фестивалей, и их популярность растет год от года – отличная возможность шумно и радостно поделиться любовью с семьёй, друзьями, соседями и коллегами.
— Сынок, думаю, что нет ничего плохого в том, чтобы, используя опыт иной традиции, воплощать ценности любви, совершая «маленькое доброе чудо» для наших самых родных и любимых людей.
Своим рассказом ты напомнил мне тоже мою старую историю. В нашей стране день влюбленных — праздник довольно молодой, но я тебя обрадую.
Она открыла расписной сундучок и достала необыкновенную вещь: серебряную пластину в форме сердца, украшенная чеканным узором с позолотой и вставками из любимого камня туркмен терракотового цвета – божественным сердоликом.
— Посмотри сынок, что я тебе покажу: амулет в форме сердца – это наша семейная реликвия, которая осталась от твоей бабушки. В этот день ты тоже можешь устроить необычный сюрприз своей девушке.
— Мама, расскажи, что это за чудо!
— Это традиционный амулет – оберег, называют его асык, в прошлом был самым важным и сакральным в наряде невесты. Накосное сердцевидноеукрашение замужних женщин. Старинную серебряную подвеску асык мне подарили родственники моего жениха, но женщины могли носить и асыки своих матерей и бабушек, так как этот предмет считался семейной реликвией.
— Мама, расскажи мне про это удивительное украшение.
— В прошлом один из самых интересных и сложных элементов в свадебном церемониале был обряд смены прически и замены девичьего головного убора на женский. Своего рода кульминация, переломный момент в традиционной свадьбе туркмен.
Во время свадебного обряда две косы заплетали назад, спускали вдоль спины, сплетая их вышитой узорами тесьмой, скрепляя накосными украшениями. По поверью, асык в виде сердца – знак любви между мужем и женой. Вот так вспоминали наши предки: «На конце косы висит у них толстая серебряная бляха почти в виде сердца, длиною и шириною в один фут… чем она больше и тяжелее, тем моднее».
Смена головного убора отмечалась обрядом, состоявшим из ритуального пиршества, во время которого в присутствии собравшихся, на женщину тожественно надевали одежду нового покроя и новый головной убор. Это сопровождалось магическими действиями, которые должны были обеспечить молодой матери долголетие и счастливую жизнь. Социальное значение перемены костюма обусловило общественный характер.
Важная роль этого обряда в том, что традиционные женские уборы указывали на семейное положение женщины, отражая каждую перемену в нем: убор девушки, просватанной, невесты, молодухи и т.д. Этот обряд продолжал выполнять свою основную функцию и оставался центральным.
Следуя древним правилам, туркменские женщины, прически которых отличались от девичьих, всегда скрывали свои волосы. Если девушке разрешалось демонстрировать косы (четыре, позднее – две), то замужним предписывалось прятать волосы под головным убором.
В народном костюме существовало четкое разграничение девичьих и женских головных уборов. Туркмены всегда уделяли большое внимание этим элементам костюма. Девичьи и женские прически у туркмен издавна были регламентированы: девочка, девушка, молодая женщина и пожилая носили разные прически вплоть до середины ХХ в. Прически туркменок отличались внешней скромностью и сдержанностью. Девочки подросткового возраста носили короткие косички. Девушки, многих этнических групп туркмен и всех социальных слоев, по обычаю носили четыре косы, ниспадающие на грудь, а все женщины строго заплетали две косы назад за спину.
Это было расставание с прежней жизнью перед началом новой. В знак этого нового состояния взрослая женщина переплетала четыре косы в две – признак замужней женщины. Деревянный гребень (başdarak), послушный властным рукам elti (невестка старшего брата жениха), быстро разделял волосы невесты. Интересно, что при этом церемониале молодая невеста имитирует нежелание менять прическу, закручивает косы у основания и «уступает» лишь за небольшой выкуп gyňaç (головной платок) или şaý (серебряное украшение), подаренное родителями жениха.
Такую прическу женщина носит до конца жизни. В прошлом это знаменовало собой как бы «…вступление женщины в следующий возрастной класс — класс матерей». Сейчас эта традиция потеряла свое былое значение и сохраняется в незначительной степени, в основном в сельской местности. Чаще всего, асык был свадебным подарком невесте от свекрови, и нередко переходил из поколения в поколение.
Накосные украшения туркмен имеют простые, хотя и очень гармоничные формы, украшенные только простыми, но выразительными узорами из скрученной проволоки, сердоликовыми вставками и изредка, напаянными пластинками с тиснением.
Подвеска украшена простым орнаментом в виде пояска из трех двойных рядов скрученной филигранной проволоки и круглой проволокой, уложенной змейкой между ними. Технологически такая змейка получается при укладывании проволоки на специальном трафарете в виде доски со вбитыми гвоздями. Это позволяет получать длинные полосы орнамента с одинаковым шагом.
Крупные асыки достигают длины в 30см и более и носятся на спине, асыки небольшого размера, декора носятся по несколько штук, на концах сдвоенных кос. Каждое из украшений драгоценно своим художественным совершенством, хотя на первый взгляд кажется, что в основе этого обряда лежит чисто утилитарное значение – скрепить волосы.
По форме туркменский асык представляет собой вытянутую сердцевидную пластину с утолщенными краями и прямоугольной «шеей» сверху, переходящей в трубочку, куда продевается шнурок. центральная часть чаще всего декорировалась вставкой из сердолика. Реже использовали лазурит или бирюзу. Иногда несколько асыков соединены горизонтально по-двое или по-трое. Такие называются goşa asyk. Происхождение формы асыка считают восходящим к древним глиняным изображениям Богини-матери, сохранившиеся со времен первобытной культуры.
— Сынок, мы подарим этот амулет-оберег твоей девушке во время свадебной церемонии, как символ верности. Сейчас молодежь забыла истинный смысл и значение асыка, но зато в наши дни асыки готовят из полимерной глины, ткани, вышивки, в кулинарии и т.д. Современные зергеры создают асыки из серебрав форме красивых сердечек: серьги, брошь и кольца. А в День всех влюбленных ты можешь ей подарить этот модный комплект.
Аджап БАЙРИЕВА, этнограф, кандидат исторических наук Фото автора