В начале июня в Стамбуле состоялась Международная конференция по восточным коврам ICOC XV, организованная Стамбульской ассоциацией экспорта ковров iHiB Istambul Carpet Exporters Association при содействии журнала HALI – ведущего тематического издания по мировому текстилю. Участником Стамбульской конференции впервые стало Московское общество туркменской культуры.
С момента своего возникновения и первого проведения в Лондоне в 1976 году этот форум снискал заслуженный авторитет научного сообщества, коллекционеров, ценителей коврового и текстильного искусства во всем мире. Об этом свидетельствует сама география его проведения в крупнейших городах мира- от Сан-Франциско до Баку.
Формат самой конференции включает выставки лучших образцов ковроделия и ярмарки, предлагающие ковры и текстиль мирового класса. Однако основное значение имеет научная составляющая — обмен докладами и исследованиями. Каждая конференция ICOC это академическое и общественное мероприятие, предоставляющее площадку для обсуждения новых тенденций, получения информации о последних научных изысканиях и установления контактов среди ценителей искусства ковроткачества и текстиля.
Тема пятнадцатой конференции в Стамбуле — «Традиции восточного ковроделия вчера, сегодня и завтра». О широком спектре затронутых вопросов говорят сами названия презентаций, среди которых: «Анатолия — колыбель производства текстиля (с VIII по I тысячелетие до н.э)», «Суконные города» бронзового века: текстильная промышленность древнего Ближнего Востока», «Ковры тонкого плетения XVII века в Индии Великих Моголов: проблемы и реконструирование узоров», «Сохранность и новые технологические достижения в вопросе изучения ковра», «Будущее традиций: взаимодействие традиционного ткачества и технологических инноваций в современном искусстве».
Весомую долю докладов составила тематика туркменских ковров, представленная специалистами из России, Ирана и Германии. Они рассказали о туркменских коврах XV века из Кара Коюнлу и Ак Коюнлу из Тебриза, особенностях орнаменталистики и туркменском следе в племенных коврах центральной Анатолии XV-XVI веков. Особый интерес вызвало выступление Елены Царевой, чей вклад в научное изучение и характеристику туркменских ковров признан в международной научной среде. Она представила развернутый доклад об историческом зарождении ковра, формировании и развитии первоначально ворсовых, а затем узелковых практик ковроплетения у народов Евразии.
Елена Царева является членом ICOC с 1978 года, а в этом году она, будучи другом и партнером Московского общества туркменской культуры, присоединилась к делегации общества, выступив научным куратором Натальи Глазовской.
Выпускница Восточного факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета, член Московского общества туркменской культуры, уроженка Ашхабада Наталья Глазовская посвятила свою презентацию отдельному феномену в ряду народного прикладного искусства — туркменской кошме -кече.
История человечества неразрывно связана с вековыми традициями различных народов, отражающими их идентичность в различных аспектах взаимодействия с природой. Таким ярким примером, подчеркивалось в выступлении, является туркменская кошма — неотъемлемый элемент быта и символ многогранного таланта народа, укорененный в его духовных, культурных и семейных традициях с древних времён.
В презентации были приведены исторические и этнографические свидетельства о возникновении, эволюции и культурном значении феномена кече в широком контексте тысячелетней традиции для всего евразийского пространства. Презентация сопровождалась красочными и информативными слайдами, демонстрирующими изделия из войлока, их применение в различных целях и особенности технологии производства у туркмен.
Туркменская кошма уникальна своей художественной ценностью, что запечатлели на своих полотнах известные туркменские художники середины 70-х годов XX века. Неслучайно эмблемой творчества так называемой «семерки» знаменитых туркменских художников стал солярный узор кече.
В целом, презентация вызвала большой интерес у аудитории, особенно у ценителей и профессиональных исследователей туркменского текстиля. Они выразили готовность продолжать контакты и сотрудничество на основе общего интереса к богатому художественному наследию туркменского народа. Собственно, такими и являются цели и задачи Московского общества туркменской культуры, которое стремится поддерживать культурные связи, межнациональное общение и развитие дружественных отношений в различных сферах.