Добро и зло не уживутся в мире… Памяти Булата Мансурова

Из истории туркменского кино

Лора СТЕПАНСКАЯ

(часть вторая, окончание)

Успех «Состязания» был триумфальным. Около 20 стран Азии и Европы включили фильм Булата Мансурова в программы своих международных фестивалей. О нём восторженно писала всесоюзная и зарубежная пресса, отмечая зрелость мастерства молодого режиссера, отлично владеющего языком современного кинематографа и глубиной знаний древней культуры Востока.

Фильм, временной диапазон которого определялся в прологе «недавно это было и всегда», всей основой своей прорастающий из древних художественных традиций туркменской музыки, поэзии, из мудрых нравственных законов народной жизни, открывал новый для среднеазиатской кинематографии язык философски глубокого, реалистически точного и романтически образного кино.

Через десятилетия, когда в новом Туркменистане утвердят высокую государственную награду — Международную премию имени Махтумкули, среди первых награжденных будут создатели фильма «Состязание».

kinopoisk.ru

О неизменном значении фильма в культурном пространстве нации свидетельствует тот факт, что в книге Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова «Музыка мира, музыка дружбы и братства», чья презентация состоялась в Москве в 2017 году, картина «Состязание» приводится как пример национальной сути в величие искусства народного бахши, сумевшего силой своего таланта остановить кровопролитие.

Предполагалось, что в дальнейшей работе режиссер начнёт развивать творческие поиски в удачно найденном направлении, однако дерзкий молодой человек удивил всех. Он обратился к совершенно новому для себя «производственному» материалу и из мира старого Востока шагнул на современную строительную площадку в Каракумах. Он взялся за экранизацию романа Юрия Трифонова «Утоление жажды», в котором острые проблемы грандиозного строительства канала в пустыне и сотни человеческих судеб, напрямую связанных со стройкой, разворачивались на фоне раздумий о больших общественных сдвигах в стране.

Могу сказать определённо, что вершиной раскрытия современной тематики в туркменском кино до сих пор остается «Утоление жажды» Булата Мансурова. И не только в туркменском кино. Приведу цитаты из других источников.

Кинокритик И.Левшина в «Советском экране» (№3, 1968) писала:

«Мансуров предлагает в «Утолении жажды» нечто новое для кинодраматургии. Он пристально выбирает из жизненного потока кульминационные моменты и только на них строит ткань фильма. Благодаря именно своему построению фильм становится художественным документом, передающим не только атмосферу стройки, но и атмосферу времени, «взрывчатость» социальной жизни 50-х годов. Дух времени живет в этой беспрерывной цепи кульминаций» (фильм двухсерийный!).

Из книги В.И.Фомина «Пересечение параллельных», изданной в Москве в 1976 году в издательстве «Искусство»: «Сравнивая роман Юрия Трифонова с его экранным собратом, следует признать, что фильм «Утоление жажды» — редкий случай в практике кино — выглядит произведением куда более острым и драматичным, чем его литературный первоисточник».

И вновь рядом с Булатом молодые «шестидесятники», вскоре сами ставшие «золотым фондом» туркменской культуры, — оператор Ходжакули Нарлиев, художник Владимир Артыков, композитор Реджеп Реджепов.

Рядом с туркменскими актёрами А.Джаллыевым, Х.Д.Нарлиевым, А.Хандурдыевым, А.Дурдыевым российские знаменитости — П.Алейников, А.Ромашин, Л.Недашковская, О.Жаков… И настоящая летняя жара в Каракумах, и песчаные бури, и тяжёлая раскаленная техника, и оползни, и прорыв дамбы, и почти документальная камера в гуще реальных событий от рассвета до заката (диплом жюри Всесоюзного фестиваля Ходжакули Нарлиеву за лучшую операторскую работу).

Четыре фильма создаст на киностудии «Туркменфильм» Булат Мансуров: «Состязание», «Утоление жажды», «Рабыня», «Смерти нет, ребята». Они абсолютно разные — разные времена, тематика, художественные задачи, стилистика, но в каждой картине герои Мансурова — люди, не склоняющие головы перед жестокими испытаниями, личности, живущие с полной самоотдачей ради торжества справедливости.

Сценарий «Рабыни» написан Мансуровым по повести Андрея Платонова «Такыр». Героиня «Рабыни» Зарринтач, выросшая в неволе, проходит через огненные горнила, чтоб вытравить в себе психологию раба, стать свободным человеком.

В постановочной группе оператор Ходжакули Нарлиев, композитор Реджеп Реджепов, звукорежиссер Ч.Аннахалов. Коллеги, друзья, единомышленники.

Особую роль в «Рабыне» по задумке режиссера играет цвет, он приходит и уходит по внутренней необходимости, как изобразительный мазок настроения. Мансуров привлекает к работе молодого художника Шаджана Акмухамедова, которого знал и как самобытного живописца , и как музыкально одаренного человека.

На Всесоюзном фестивале Шаджан Акмухамедов получит диплом жюри «За лучшую работу художника в кино». А «Туркменфильм» обогатится и кинохудожником и киноактёром. В своей следующей картине «Смерти нет, ребята!» Булат Мансуров поручит роль разведчика-гитариста Шаджану Акмухамедову, естественность в кадре — поразительная.

«Смерти нет, ребята» — фильм о событиях последних дней войны, в основе сюжета подлинный случай, неожиданный трагический бой группы разведчиков с целой фашистской дивизией. Бой неравный. Наши солдаты обречены. Но словесный поединок, который ведут за столом переговоров сержант Советской Армии, простой пастух из Туркмении, взявший на себя роль мнимого командира (его играет Артык Джаллыев), и немецкий интеллектуал в мундире генерала, разведчик выигрывает. Это идейная победа, нравственная. Мансуров умеет подчеркнуть мысль всем строем кадра, придать ей необходимый удельный вес.

Мне трудно писать об уходе Булата с «Туркменфильма», о его отъезде на другую студию, на другие студии. Это лукавство, что незаменимых нет. Незаменимые есть, на них мир держится.

Я лучше приведу монолог старика из финала фильма «Утоление жажды», он обращён ко всем нам:

— Вот вам предстоит жить. В этой яростной схватке добра и зла многое вам покажется непонятным, жестоким, несправедливым, и тогда, в минуту отчаяния, вы подумаете, что жизнь когда-то была добрее, краше. Не верьте. Жизнь — это постоянная жажда справедливости. А погибают от жажды только те, кто не способен её утолять. …

Было очень тяжело, когда ушёл из жизни Аман Хандурдыев — наш Шукур-бахши из «Состязания» и наш Садык из «Яндыма». Мы с Байрамом Абдуллаевым (соавтором-сорежиссером «Яндыма») стали работать над сценарием документального фильма-портрета о двух непрофессиональных великих актёрах Амане Хандурдыеве и Ходжоне Овезгеленове. В память о них. Я позвонила Булату Мансурову домой, без него — никак! Было 28 декабря, канун 2011 года. Спросила, не может ли приехать? Ответ очень расстроил. Булат болел, врачи настаивали на немедленной операции на сердце, но впереди праздники, которые хочется провести с семьёй.. Поразил мой муж Михельсон-Старший. Он исчез на какое-то время и вернулся с авиабилетом в Москву на моё имя. Позвонили в Москву сыну Антону Михельсону, генетическому туркменфильмовцу, чтоб обеспечил видеокамерой и осветительным прибором. Позвонили внуку Евгению Михельсону-Младшему, тогда студенту операторского отделения ВГИК, чтоб никуда не уезжал на каникулы. И, договорившись с Булатом о времени съёмок интервью, я прилетела в Москву. Меня ждал сюрприз во множественном числе. У Булата в кабинете киношколы на Петровке,14 оказались художник-академик Володя Артыков (соратник по фильму «Утоление жажды») с женой — замечательной художницей Риммой Исаковой, сёстры Фрида Клычевна и Аида Клычевна — дочери народного артиста Туркменистана Клыча Бердыева, Фрида — была неизменным редактором Булата Мансурова, Аида сыграла у Булата свою единственную роль в кино, Альберт (для нас Алик) — работник российской культуры, сын старейшего туркменского режиссера Мереда Сердаровича Атаханова.. Наконец-то наобнимались, расположились, подготовили технику. Я сказала заветное:

— Тишина на площадке! Синхронная съёмка. Камера! Мотор! Начали!

Евгений Михельсон-Младший включил камеру.

Сейчас я опубликую несколько фрагментов из последнего интервью Булата Мансурова.

Булат Мансуров:

— Для меня Туркмения — это родина. И физическая — я родился в городе Чарджоу. И духовная — Туркмения меня воспитала своей культурой. И кинематографическая — родина моей профессии.

Что для меня фильм «Состязание»? — вся моя дальнейшая судьба в кинематографе. Представьте себе второкурсника 24-х лет, мальчишка, и он снимает фильм, который сразу обошёл 67 стран мира, получил около 30 международных премий , 5 наших советских премий. И Каннский фестиваль, на котором мы в номинации внеконкурсных фильмов удостоились главного приза. От Рене Клера, от Академии французской пришло в мой адрес поздравление.

Самое главное, меня из мастерской не выгнал мой учитель Герасимов. Он сказал, если будет неудачная картина, не возвращайся, твоё место в мастерской будет занято. Когда я привез «Состязание», он сказал: защищай диплом. Ты можешь уже самостоятельно снимать фильмы. Так я защитил диплом на 2-ом курсе. И стал снимать, писать сценарии и снимать. До сих пор снимаю, слава Богу. И слава моим друзьям, творчески уникальным людям, которые помогли мне снять этот фильм, — композитору Нуры Халмамедову, оператору Ходжакули Нарлиеву, непрофессиональным, но замечательным актёрам и музыкантам Аману Хандурдыеву и Ходжону Овезгеленову…

Антон Михельсон накрывал стол. Раф Мансуров принёс и поставил в центр горячий казанок с пловом, сказал:

— Мама прислала. Прийти не смогла, спектакль.

— Спасибо, Лена!

Сделав своё дело, сыновья удалились. Мы сели тесным кругом, разговор вёл Булат. Говорили о «Туркменфильме», о наших ушедших стариках. О друзьях. О новых фильмах. О шедеврах мирового кино. О детях. О новом поколении в профессии. Вспоминали студийные байки, смеялись, — как много хорошего в памяти, веселого, грустного. Это было 5 января 2011 года.

— Кланяйся Ашхабаду, студии. Пришли фильм! Я пока ничего планировать не могу, но приехать раньше осени вряд ли получится, — сказал Булат и обнял каждого из нас на прощание.

11 марта 2011 года Булата Мансурова не стало.

Но бессмертны звуки дутара и талант певцов, выражающих в песнях-сказаниях мудрость, миролюбие и нравственную чистоту народной души. Мансуров, как и Шукур-бахши, будут долго жить в самосознании туркмен.

.

***

Булат Богаутдинович Мансуров (7 июля 1937 года, Туркменская ССР, г.Чарджоу — 11 марта 2011года, Российская Федерация, Москва) — режиссер, сценарист, педагог, заслуженный деятель искусств Туркменистана, лауреат Международной премии имени Махтумкули, народный артист Российской Федерации, вице-президент гильдии кинорежиссеров РФ, академик Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, академик кинематографических искусств («Ника»), Президент Международного Общественного Фонда развития киношкол имени С.М.Эйзенштейна

Вам может также понравиться...

0 0 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x