Татьяна СОЛОДКОВА, культуролог
В первые дни августа московское музыкальное издательство «Музыкант-классик» выпустило нотный сборник произведений для скрипки композитора Мамеда Гусейнова.
Сборник включает пьесы «Аромат цветущей сакуры», «Орнамент» (парафраз на темы из оперы М. Гусейнова «Соломон»), «Элегия», «Состязание и Баллада», «Рассыпанные жемчуга».
Для сочинений Мамеда Гусейнова – композитора, пианиста, педагога, общественного деятеля и арт-директора Московского международного фестиваля искусств «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова, характерно обращение к внутреннему миру современника, диалог с ним на эмоциональном и интеллектуальном уровнях.
Творчество композитора синтезировало разнонациональные и разностилистические особенности. Впитав в себя народные мотивы музыки Востока (композитор родился и до совершеннолетия жил в Туркменистане), получив прекрасную исполнительскую подготовку в Санкт-Петербурге и изучив основы композиторского мастерства в Российской академии музыки имени Гнесиных, М. Гусейнов определился как автор, работающий в неоромантической стилистике, обогащённой достижениями современной композиторской техники. Представляемый сборник произведений для скрипки – яркое тому подтверждение.
Сам Мамед Сулейманович оценивает себя как композитора-практика, который большое внимание уделяет будущему музыканту-исполнителю: «В композиции я преимущественно практик нежели теоретик, наверное потому что осваивал композиторское искусство параллельно с фортепианной школой и знаю, как важно, чтобы исполнителю было в первую очередь удобно исполнять, не зажимать или, как говорят профессионалы, «не портить руки», – особенно выделяется его трепетное отношение к вокалистам – «Это можно применить ко всем инструментам, особенно к голосу».
Свой путь в музыке он начинал как ученик музыкальной школы по классу фортепиано, но уже в ранний период мальчика привлекало сочинение музыки. Первые произведения Мамед написал ещё в 9-ти летнем возрасте.
К 260-летию Российской академии художеств в г. Москве вышло в свет великолепное издание вокальных произведений композитора, дополненное иллюстрациями президента Российской академии художеств Зураба Константиновича Церетели. Заслуживают внимания издания фортепианного цикла «Балханские эскизы» и струнного квартета «Парфянские фрески».
Обращению к скрипке послужила встреча композитора с гениальной скрипачкой Леонорой Дмитерко, о чём вспоминает и сам композитор: «Знакомство и сотворчество с Леонорой Евгеньевной Дмитерко открыло для меня скрипку! Много нового, практического узнал и применил в своих произведениях для скрипки благодаря ей. Нужно знать хорошо инструменты с практической точки зрения, прежде чем писать для них и писать удобно».
Ценным качеством пьес, включённых в новый сборник М. Гусейнова, является, заложенная автором, идея различных исполнительских трактовок музыкальных произведений. Возможность, предоставленная исполнителям, для собственного прочтения нотного текста, исходя из индивидуального восприятия образного строя, даёт простор для сотворчества, соавторства композитора и исполнителя.
Эта особенность творчества композитора делает особенно привлекательными его произведения для молодых талантов. «Убежден, что сегодня, в век компьютерных технологий, когда, казалось бы, по первому клику можно найти любую информацию, ничего не может заменить сотворчество композитора и исполнителя, так как секреты исполнительского мастерства и творчества невозможно передать посредством информационных технологий» – любит говорить Мамед Гусейнов.
С точки зрения исполнительской редакции важно отметить, что все пьесы сборника прошли тщательный анализ заслуженной артистки России Леоноры Дмитерко. Прекрасный исполнитель и интерпретатор сочинений современных композиторов Л. Дмитерко предложила оптимальные, на её взгляд, штрихи и аппликатуру в пьесах, позиционное решение.
В оформлении обложки сборника использована, с позволения художника, картина Президента Российской академии художеств, Посла доброй воли ЮНЕСКО, народного художника СССР и России З.К. Церетели «Скрипка» (2002 г.) .
Издание осуществлено при поддержке Московского общества туркменской культуры.
В ближайшее время сборник поступит в ведущие музыкальные библиотеки и магазины России.
Презентация сборника намечена на конец октября в Ашхабаде и в Москве в рамках VI Московского международного фестиваля искусств «Звуки дутара» им Нуры Халмамедова.