Классика туркменской культуры поздравляет Московское общество туркменской культуры
Дорогой Ходжакули Нарлиевич!
Своим выдающимся талантом Вы заслужили искреннее почитание своих зрителей, по праву вошли в число Мэтров, чьи работы становились событием не только в отечественном, но и в мировом кинематографе, удостаивались престижных премий и наград. Вы признанный рыцарь женской темы, любовь поднимает Ваших героев до эпического звучания, они потрясают сердца и остаются в человеческой памяти, вызывая грусть и радость, сопереживание и глубокие размышления. Ваши картины «Невестка», «Когда женщина оседлает коня», «Дерево Джамал», «Манкурт» и сегодня являются нестареющей классикой, фильмами на все времена, которые еще очень долго будут смотреть и пересматривать люди в разных странах, находя общность подлинных человеческих чувств, страстей, страданий. Недаром Ваша муза — Народная артистка Туркменистана, Народная артистка СССР Маягозель Аймедова, будучи героиней этих тонких картин туркменского кино, четыре раза становилась по признанию различными международными жюри «Лучшей исполнительницей женской роли».
Мы гордимся Вами, Ходжакули и Маягозель, радостно чувствовать, что звездная актерская индивидуальность Маи и редкое виртуозное владение языком кино Ходжакули не обосабливают, не отдаляют Вас, — Вы несете в себе необыкновенное обаяние, естественность, душевную теплоту и дарите их нам и с экрана, и за общим дружеским столом. Мы ждем Вас, чтобы обнять, поздравить, насладиться общением, сказать традиционное «Арма!» — «Не уставайте» творить! Вы нужны!
Аннамамедов Мурад Атаевич
Аман Бага Мухамет
Глазовская Людмила Константиновна
Ермаков Виктор Федорович
Немчинов Владислав Вячеславович
Проценко Денис Николаевич
Синельников Михаил Исаакович
Смелянская Жанна Леонидовна
Степанская Лора Григорьевна
Текаева Гульнабат Амандурдыевна
Чарыева Жанна Какабалиевна
Щелкунов Анатолий Викторович
Ходжакули НАРЛИЕВ — режиссер, оператор, сценарист, артист, в 1976-1999г.г. — председатель Союза кинематографистов Туркменистана,член правления Союза кинематографистов СССР. Заслуженный деятель искусств Туркменистана, Народный артист Туркменистана, Лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии ТССР имени Махтумкули, лауреат Международной премии Туркменистана имени Махтумкули, многократный лауреат Всесоюзных и Международных кинофестивалей, кавалер ордена «Дружба народов», медалей Туркменистана «Гайрат», «За любовь к Отечеству», член Российской Академии киноискусства «Ника».
Ходжакули Нарлиев родился 21 января 1937 года в Туркменистане, в поселке Сарп — разъезде №30 Ашхабадской железной дороги, расположенном в западном предгорье Копет-Дага. Здесь жили по соседству несколько десятков семей железнодорожников. Отец работал на путях стрелочником, мать вела хозяйство, — в семье было шестеро детей. Жизнь каждого в поселке была на виду и все были приучены к труду с малолетства. Верблюды, коровы, овцы требовали заботы, кони, алабаи становились верными друзьями и помощниками. Единственная поселковая школа обеспечивала ребятне четырехклассное образование, далее — семилетка -интернат в районном центре Кызыл-Арват, десятилетка-интернат в Ашхабаде… Ходжакули Нарлиев увлекается фотографией, школьные учителя советуют пойти на киностудию, показать работы, порасспрашивать, — так он узнает про ВГИК и условия приема в прославленный в стране киновуз. Приемная комиссия в Москве, рассматривая фотоработы молодого парня из глубинки Туркменистана, — мама печет хлеб в тандыре, доит корову, хозяйничает во дворе, спит старый алабай у порога, вольно гуляют в пустыне верблюды, цветет закрученный в канаты, живучий в засуху саксаул, — сочла возможным принять его условно, несмотря на то, что теорию фотографии Ходжакули не сдал. Первую пятерку по мастерству он получит только на третьем курсе. И диплом защитит с отличием. Судьба свела Ходжакули Нарлиева с Мастером, которого он чтит и цитирует как истину до сих пор, — с Борисом Израилевичем Волчеком. Прославленный оператор Борис Волчек, снимавший вместе с Михаилом Роммом в 1936 году в Каракумах свой, ставший легендарным, фильм «Тринадцать», и полюбивший этот край невероятных контрастов навсегда, рассказывал своему ученику, родившемуся в Каракумах, как песчаные бури, обжигающая жара, контрастное освещение многократно усложняют съемочный процесс… Возглавляя операторскую мастерскую, Волчек объединял работу режиссера и оператора в целостный творческий процесс единомышленников и определил будущий путь в кино самобытного студента. В 1959 году Ходжакули Нарлиев снял на киностудии «Туркменфильм» свою дипломную работу и связал с родной студией полвека жизни, полной подвижнического труда, творческих открытий, мировой славы и драматизма большого Художника, выдающегося деятеля национального искусства.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Кинооператорские работы:
«Состязание» (реж.Б.Мансуров),1963г. Отмечен на Каннском фестивале как «Лучший фильм внеконкурсного показа». Международная Государственная премия Туркменистана имени Махтумкули.
«Утоление жажды»( реж.Б.Мансуров), 1966г. Диплом ВКФ Х.Нарлиеву «За лучшую операторскую работу».
«Рабыня» (реж.Б.Мансуров), 1968г.
Режиссерские работы:
«Человек за бортом», 1969г.
«Невестка», 1971г. Диплом и приз ВКФ Х.Нарлиеву «За лучшую режиссуру». Приз кинокритики Венецианского кинофестиваля. Приз «Серебряная сирена» на МКФ в Сорренто. Спецприз «За поэтический протест против войны» кинофестиваля в Локарно. Государственная премия СССР.
«Когда женщина оседлает коня», 1974г.
«Умей сказать — «нет!», 1976г.
«Дерево Джамал», 1980г. Специальный приз ВКФ Х.Нарлиеву «За лучшую режиссуру». Государственная премия ТССР имени Махтумкули.
«Каракумы, 45 в тени», 1982г.
«Фраги — разлученный со счастьем», 1984г.
«Манкурт», 1990г.
«Голос матери», 2010г.