Пожалуй, нет такого жанра живописи, в котором Рахмет Реджепов не пробовал бы свои силы: это портреты, пейзажи, абстракционизм, натюрморты. Он один из тех художников, которые стремятся определить дальнейшее развитие туркменского искусства ХХIв., гармонично связывая элементы традиционной, национальной художественной культуры и современное видение мира.
Как правило, художники работают в одном каком-то стиле: импрессиониста не спутать с живописцем. Один опять же маринист, другой – портретист. Но чтобы художник творил во всех стилях и был узнаваем – большая редкость. Но это и есть Рахмет Реджепов, мультистилист с ярко выраженной индивидуальностью. Основы художественного мастерства Рахмет стал постигать еще в детстве, в кружке изобразительного искусства. Окончив художественную школу, затем художественное училище в Ашхабаде, он продолжает совершенствовать свое мастерство в Московском имени Сурикова.
Мама Рахмета ткала ковры на фабрике «Туркменковер», заведовала ковровым цехом, потом там же стала директором. Да она и в свои девяносто не бросала любимого занятия. Сын часто звонил ей в родной город Ашхабад и редко заставал маму воркующей с соседками — она либо читает, либо смотрит новости, либо ткет мелкие изделия или вяжет традиционные носки.
— Я, наверное, в маму, — смеется Рахмет, — такой же непоседливый, без дела сидеть не могу, скучно мне без дела.
Художественные способности Рахмет унаследовал от отца — заслуженного деятеля культуры Туркменистана – Джумы Реджепова, главного художника на том же ковровом производстве «Туркменковер». А в свободное время рисовал то, что бередило сердце и душу. Как-то прочел отец автобиографию Чарли Чаплина, и так она его тронула, что он тут же нарисовал эскиз на эту тему, где великий немой изображен на фоне киноленты. Мама соткала замечательный ковер, который тут же партийные чиновники увезли в Швейцарию. Скоро оттуда авторам пришло теплое благодарственное письмо.
Рахмет по миллиметру разлиновывал ковровые эскизы и в каждом квадратике писал номера цвета шерсти, что со временем склонило его очень сложной и редкой по нынешним временам точечной технике пуантилизма. Этот стиль в живописи напоминает создание туркменского коврового орнамента – узелок к узелку.
Он легок и изящен в графике, проникновенен и осязаем в пейзаже, изыскан и чувствен в направлении ню, задорен и улыбчив в серии «Кошки». Но главным в творчестве Реджепова всегда были и остаются люди. Летом он проводит конкурсы скульптуры на песках Юрмалы. Горы песка, напоминающие Каракумские пески в его распоряжении, где он создает песочные чудеса.
Рахмет Реджепов – художник ищущий, творчески активный. Обращаясь к живописи, Р.Реджепов пишет легко и свободно, большое внимание, уделяя передаче воздушного пространства – той естественной среды, которая окружает человека. Вместе с тем начинает постигаться невыразимо сложное родство творчества художника с многовековой культурой своего народа. Произведения Р.Реджепова исключают локальный цвет, они обладают колористической цельностью и благородством цветовых созвучий.
Его работы создают впечатление, что все окружающее художник воспринимал как готовую композицию, настолько естественно картины жизни вписаны в прямоугольник холста.
Произведения проникнуты богатой экспрессией живописного воплощения и поэтому не оставляют зрителя равнодушными. Р.Реджепов проникновенно чувствует красоту женщин, их особое, невыразимое словами очарование и в большой серии своих живописных полотен.
Оно замечательно разнообразием, психологической выразительностью и остротой типажа изображенных на ней личностей, что свидетельствует о мастерстве Рахмета Реджепова.
Знаток и певец родного края – Туркменистан, Рахмет создает композиции, посвященные типичным бытовым сценам, изображает шумные, веселые, красочные туркменские свадьбы. Часто он обращается к старине и воплощает в картинах литературные предания и легенды. Почти все полотна проникнуты могучим лирическим началом, картины художника проникнуты духом горячей влюбленности в красоту, в жизнь, в истину.
Р.Реджепов в живописи раскрывает свою душу полностью, не пряча пристрастий. У художника есть полотно, посвященное образу своей матери. Это оригинальное по своему композиционному строю полотно выразительно и по своим художественным средствам, и по тому духу патриотизма и человеколюбия, которым оно проникнуто. Картина потрясает глубиной духовно-психологического проникновения.
Иногда творческая мысль художника уносит его за пределы земного мира, и тогда появляются картины, посвященные Космосу, извечной мечте человека, неутомимо и непреодолимо стремящегося проникнуть в будущее.
Рахмет много рисует котов – этих грациозных животных. Началось с того, что заканчивая работу, оставшейся краской набрасывал киску. Одну за другой выдавать начал. Потом — как отрезало. То же самое было с сиренью, его даже «сиренистом» называли… А сейчас опять начался «кошачий период, только на более серьезном уровне, так сказать, — философском».
Художник много путешествует, открывая для себя каждый раз, все новые темы для творчества. Жажда познания жизни побудила его совершать поездки, исторические места нашей страны и, заставила особенно внимательно вглядываться в лица стариков, женщин, прислушиваться к ритмам природы, мелодике национальных песен, постигать красоту туркменской земли.
Произведения туркменского художника искренни, проникнуты духом народности. Они представляют собой значительную художественную ценность в современном изобразительном искусстве Туркменистана и достойны пристального внимания ценителей этого искусства. Его полотна дают огромную радость чувственного контакта с миром, за внешней красотой которых скрывается мир, полный символов и метафор. Силуэты и очертания домов, деревьев освещены первыми весенними лучами южного солнца. Его интересует некий сплав прошлого и настоящего, социально-историческое бытие человека. По существу, в этих картинах стирается грань между исторической и современной темой.
В работах такого большого Мастера впечатляет искреннее и глубокое стремление к гармонии, к совершенству в его чувствах, мысли, композиции, техники, творческой судьбы и жизни в целом.
Произведения художника пополнили многие частные коллекции и галереи зарубежных стран. Художник занимается не только живописью. Он – график, дизайнер, скульптор, знает фотодело. Многие работы Р. Реджепова находятся в частных коллекциях США, Великобритании, Германии, Турции, России и других стран.
Произведения Рахмета Реджепова, имеющие объективно-познавательную и эстетическую значимость, будучи явлением высокого искусства, принадлежат не только национальной, но и общечеловеческой культуре. Своеобразие природных условий Туркменистана, яркость национального колорита служат отправной точкой для вдохновения художника.
Аджап БАЙРИЕВА,
искусствовед.